URL: https://lib.kunstkamera.ru/rubrikator/02/vizualizaciya_etnichnosti_v_sovetskom_kino_opyty_uchenyh_i_kinematografistov_1920_1930_h_godov .
В 1920–1930-х годах в Советском Союзе сложилось полноценное направление этнографического кино. C одной стороны, кинематографическим потенциалом c научными целями овладевали ученые (В. Г. Богораз, Л. Л. Капица, Б. М. Соколов, А. Н. Терской, Н. Ф. Яковлев и др.). С другой — на экзотическом этнографическом поле экспериментировали кинематографисты (А. И. Бек-Назаров, Д. Вертов, В. А. Ерофеев, М. К. Калатозов, Н. А. Лебедев, А. М. Роом, Е. И. Свилова, М. Я. Слуцкий, В. Л. Степанов, В. А. Шнейдеров и др.). Была у этого явления и политическая подоплека — кинематограф использовался советской властью как эффективное средство для конструирования экранного образа многонациональной, разноукладной и прогрессивно развивающейся при социализме страны. Квинтэссенцией научно-исследовательских и фильмопроизводственных подходов стал запущенный по инициативе ЦК партии проект «Киноатлас СССР», направленный на создание многосерийного киноальманаха о народностях и регионах Советского Союза. Введению в научный оборот теоретических и практических открытий в советском этнографическом кино, представляющих живой интерес для современной визуальной антропологии, и посвящена эта книга. На крупном плане каждый из рассматриваемых опытов выражает специфический документальный или художественный стиль, отражавший процесс поиска матрицы «марксистского» этнофильма. На общем же плане эти примеры действительно складываются в своеобразный этнографический киноатлас, на страницах которого запечатлены разножанровые образы научно-творческого и идеологического позиционирования Страны Советов в мире.
Для историков, этнологов, этнографов, антропологов, социологов, философов, политологов, культурологов, преподавателей и студентов университетов.
Авторы статей: Головнев И.А.
I. «Киноатлас СССР»: проект и процесс 25
II. Опыты ученых 38
«Марксистская этно-фильма» Владимира Богораза 38
Киноэтнография Леонида Капицы 66
«Борьба за культурфильму» Бориса Соколова 107
«Этнографическая фильма» Анатолия Терского 130
Этнографическое кино как научный метод: концепция Николая Яковлева 149
III. Опыты кинематографистов 177
Этнографическая кинопостановка Амо Бек-Назарова 177
Кинематографический конструктивизм Дзиги Вертова 195
Антропологическая кинохроника Владимира Ерофеева 223
Революционный романтизм Михаила Калатозова 267
Идеологическая кинопублицистика Николая Лебедева 291
Пропагандистское кино Абрама Роома 320
Монтаж кинодокументов Елизаветы Свиловой 341
Художественная документалистика Михаила Слуцкого 357
Этнографический кинорепортаж Владимира Степанова 373
Видовое кино Владимира Шнейдерова 394
Заключение 412
Источники 427
Литература 428
No comments:
Post a Comment