Monday 10 January 2022

Головнев И. А.: Визуализация этничности в советском кино (опыты ученых и кинемато­графистов 1920–1930-­х годов) [Visualization of ethnicity in Soviet cinema (experiments of scholars and filmmakers of the 1920s – 1930s]. СПб: МАЭ РАН 2021. OPEN ACCESS

 

URL: https://lib.kunstkamera.ru/rubrikator/02/vizualizaciya_etnichnosti_v_sovetskom_kino_opyty_uchenyh_i_kinematografistov_1920_1930_h_godov .

В 1920–1930-х годах в Советском Союзе сложилось полноценное направление этнографического кино. C одной стороны, кинематографическим потенциалом c научными целями овладевали ученые (В. Г. Богораз, Л. Л. Капица, Б. М. Соколов, А. Н. Терской, Н. Ф. Яковлев и др.). С другой — на экзотическом этнографическом поле экспериментировали кинематографисты (А. И. Бек-Назаров, Д. Вертов, В. А. Ерофеев, М. К. Калатозов, Н. А. Лебедев, А. М. Роом, Е. И. Свилова, М. Я. Слуцкий, В. Л. Степанов, В. А. Шнейдеров и др.). Была у этого явления и политическая подоплека — кинематограф использовался советской властью как эффективное средство для конструирования экранного образа многонациональной, разноукладной и прогрессивно развивающейся при социализме страны. Квинтэссенцией научно-исследовательских и фильмопроизводственных подходов стал запущенный по инициативе ЦК партии проект «Киноатлас СССР», направленный на создание многосерийного киноальманаха о народностях и регионах Советского Союза. Введению в научный оборот теоретических и практических открытий в советском этнографическом кино, представляющих живой интерес для современной визуальной антропологии, и посвящена эта книга. На крупном плане каждый из рассматриваемых опытов выражает специфический документальный или художественный стиль, отражавший процесс поиска матрицы «марксистского» этнофильма. На общем же плане эти примеры действительно складываются в своеобразный этнографический киноатлас, на страницах которого запечатлены разножанровые образы научно-творческого и идеологического позиционирования Страны Советов в мире.


Для историков, этнологов, этнографов, антропологов, социологов, философов, политологов, культурологов, преподавателей и студентов университетов.


Авторы статей: Головнев И.А.

I. «Киноатлас СССР»: проект и процесс 25

II. Опыты ученых 38

«Марксистская этно-фильма» Владимира Богораза 38

Киноэтнография Леонида Капицы 66

«Борьба за культурфильму» Бориса Соколова 107

«Этнографическая фильма» Анатолия Терского 130

Этнографическое кино как научный метод: концепция Николая Яковлева 149

III. Опыты кинематографистов 177

Этнографическая кинопостановка Амо Бек-Назарова 177

Кинематографический конструктивизм Дзиги Вертова 195

Антропологическая кинохроника Владимира Ерофеева 223

Революционный романтизм Михаила Калатозова 267

Идеологическая кинопублицистика Николая Лебедева 291

Пропагандистское кино Абрама Роома 320

Монтаж кинодокументов Елизаветы Свиловой 341

Художественная документалистика Михаила Слуцкого 357

Этнографический кинорепортаж Владимира Степанова 373

Видовое кино Владимира Шнейдерова 394

Заключение 412

Источники 427

Литература 428


No comments:

Post a Comment

Historia Medicinae Slovaca VIII (2023).

 Historia Medicinae Slovaca VIII (2023). Teoretické koncepty  a prax medicíny v dejinách [Theoretical concepts and the practice of medicine ...