Диссертационная культура российского историко-научного сообщества: опыт и практики подготовки и защит диссертаций (XIX — начало XX в.): коллективная монография [Dissertation culture of the Russian historians' community: experience and practice of preparation and defense of dissertations (XIX - early XX centuries)] / под ред. Н. Н. Алеврас, Н. В. Гришиной. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2022. — 464 с. ISBN 978-5-4469-1933-8
АННОТАЦИЯ
Монография посвящена диссертационной культуре российских университетов XIX — начала XX в. как феномену научной жизни корпорации ученых-историков. В книге впервые в историографической практике представлен анализ базы данных о 280 диссертантах и 409 диссертациях историков российских университетов. Структурные части монографии посвящены как привлекавшим уже внимание исследователей сюжетам (в частности, интерпретации российского законодательства, определявшего статус диссертации как научного труда, нормативных правил ее презентации в виде диссертационного диспута), так и еще слабо изученным аспектам.
Впервые представлено широкое историко-научное полотно исследованных опытов создания диссертаций, традиций организации диссертационных диспутов, анализируются практики и культура оппонирования диссертаций. Институт оппонентов представлен в монографии в качестве важнейшего актора диссертационной культуры. Авторы прослеживают путь историков к созданию диссертационного исследования, обращаются к анализу текстов диссертаций в стремлении определить теоретико-методологические принципы и историографические пассажи диссертаций. Предложен опыт изучения оценок и самооценок диссертаций современниками в источниках личного происхождения.
Специальным аспектом стало изучение специфики коммемораций относительно наиболее известных диссертационных трудов.
Книга адресована широкому кругу специалистов-гуманитариев в области проблем истории исторической науки, истории университетов, изучения особенностей корпоративных университетских сообществ и карьерных историй ученых.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Введение
Раздел I. Университетское законодательство как регулятивный механизм формирования диссертационной системы. Инструментальное оснащение проекта: база данных о диссертантах и диссертациях
Глава 1. Статус диссертации и законодательно-нормативные основы организации диссертационных диспутов в российских университетах XIX в.
1.1. Между экзаменационными штудиями и созданием диссертаций: опыт законодательного регулирования статуса диссертации и диссертационного диспута в первой половине XIX в.
1.2. Опыт и итоги пореформенного регулирования диссертационной системы в российских университетах
1.3. Университетское законодательство о разрядах наук и разрядах специальностей для лиц, получавших ученые степени
1.4. «О возведении магистранта прямо в степень доктора…»: инновация Устава 1884 г. и опыты ее реализации в корпоративном сообществе ученых-историков
Глава 2. Тенденции формирования российского историко-научного сообщества XIX — начала XX в.
2.1. Кричевский и его наследие
2.2. К созданию коллективного портрета историко-научного сообщества: анализ базы данных о диссертациях и диссертантах-историках российских университетов
Раздел II. Институциональные основы и традиции защит диссертаций в российских университетах XIX — начала XX в.
Глава 3. Диссертационный диспут и институты экспертизы диссертаций в опыте университетских корпораций ученых-историков
3.1. Публичность диссертационных диспутов и периодическая печать
3.2. Экспертиза при допуске к защите: факультетский отзыв
3.3. Отрицательный отзыв факультета о диссертации
3.4. Институт официальных оппонентов
Глава 4. Диссертационный диспут и «малые формы» произведений диссертационной культуры второй половины XIX — начала XX в.
4.1. Тезисы к диссертации и речь перед диссертационным диспутом как феномены-артефакты
4.2. Речь перед диссертационным диспутом как способ самовыражения историка-диссертанта
4.3. Диссертационная речь как творческое откровение
Глава 5. Диссертационный диспут: опыт и модели оппонирования
5.1. Оппонирование как полемический диалог
5.2. Защита без дискуссий и проблема функционального предназначения диссертационных диспутов
5.3. К вопросу о моделях оппонирования: опыт Ключевского в контексте мнений современников
Глава 6. Неофициальные оппоненты как акторы диссертационной культуры
6.1. Особенности практик неофициального оппонирования
6.2. Выступления неофициальных оппонентов в свидетельствах современников и протоколах диспутов, создававшихся представителями научной общественности
6.3. Неофициальные оппоненты как критики традиций экспертизы диссертаций и организации диспутов
6.4. Неофициальные оппоненты на диссертационных диспутах историков начала XX в.: протокольные зарисовки защит диссертаций представителями научного сообщества
Раздел III. Путь к диссертации в XIX — начале XX в.: процесс подготовки, проблематика, содержание диссертационных исследований, коммеморативный опыт их восприятия
Глава 7. Культура взращивания ученого-историка: от выдвижения «профессорского стипендиата» до издания диссертации
7.1. Подготовка магистров в опыте школы М. С. Куторги
7.2. С. Ф. Платонов и его ученики: практики подготовки диссертаций
Глава 8. Диссертации российских историков первой половины XIX в.: методологические искания
8.1. Историко-научный контекст формирования методологических и историографических интересов в среде ученых-историков
8.2. Диссертации по проблемам всеобщей истории: методологические и историографические аспекты
8.3. Русская история как предмет историко-научных и методологических наблюдений диссертантов
Глава 9. Диссертации историков второй половины XIX — начала XX в. — объекты научного анализа и дисциплинарной коммеморации
9.1. Предисловия к диссертациям историков-русистов Московского и Петербургского университетов как отражение научных конвенций
9.2. Диссертационная история как научное событие в восприятии диссертантов и в историографических оценках: к вопросу об источниках формирования коммеморативной основы диссертационной культуры
Заключение
Источники и литература
Именной указатель
No comments:
Post a Comment